Дом света

Русский Север традиционно считается кладезем фольклорного творчества и чуть ли не единственным местом, где исконно русская культура и искусство сохранились в своём первозданном виде. Исследователи обычно приезжают именно сюда, чтобы почувствовать ту самую загадочную русскую душу и увидеть русскую природу во всей красе.

О сохранении русских (северных в том числе) традиций и элементов культуры говорят уже давно. Я бы сказала — кричат, поскольку пишут об этом везде и каждый, кому не лень.

Глобализация — коварное явление, поглощающее всё накопленное культурное богатство за тысячелетия истории страны. Она не оставляет после себя ничего, кроме коктейля популярных и ведущих культур. Сегодня это европейский уклад жизни и американизация. Как лингвист, особо остро отмечаю это в лексике, которую мы используем на повседневной основе: фэшн, экшн, коммьюнити и др. Такой же процесс наблюдается и в искусстве.

В противовес глобализации активизируется и ещё один процесс — уделяется особое внимание сохранению наших традиций и культуры. Раньше это казалось «кичем», веянием моды. Сейчас я считаю иначе и придерживаюсь стороны защитников русской культуры. Мы пытаемся адаптироваться под реалии другой страны, отрицая свою. Следовательно, мы отказываемся от самих себя. Я считаю, что в мире достаточно проблем и нервотрёпки, так зачем прибавлять к ним депрессию, связанную с самоопределением? Менталитет — неотъемлемая часть каждого из нас. Мы обладаем уникальными ассоциациями и чувством языка. Мы принадлежим к определённому менталитету, от которого ещё никому не получилось избавиться на все 100%.

Поэтому я искренне верю, что выставка «Дом света», открывшаяся в рамках Arctic Art Forum, очень важна. Она говорит о противостоянии глобализации и резервации культуры, показывает наше наследие и историю, аналогам которых нет в мире. «Дом света» — не только об этом.

Александр Ермолаев со своими коллегами и последователями основал Мастерскую ТАФ (Театр Архитектурной Формы), а в последствии ввёл такое понятие как «прото-культура» и создал проект «Прото-музей».

Прото-культура — это соединение архаики и современности, культура до культуры. Все объекты прото-культуры — не какой-то декор, а самоценные вещи, которые показывают нам отношение крестьянских мастеров к бытовым предметам. Для «прото» важно, какой материал, форму и технологию использовал мастер. Это целый мир, для которого форма ценнее содержания — некий «Чёрный квадрат» для авангарда 20 века.

Примечательно, что именно московские коллеги заинтересовались Русским Севером более 30 лет назад и теперь каждое лето ездят в Ошевенск — село на юге Архангельской области близ Карпгополя. На заре своего появления в Ошевенске ТАФовцы проводили субботники по проведению в порядок руинированного Александро-Ошевенского монастыря 17 века, относившегося тогда к Каргопольскому музею. Полуразрушенные деревянные дома получили новую жизнь в качестве мастерских художников, летних школ и театральных пространств.

Все арт-объекты выставки найдены или сделаны в этом селе во время летних поездок. Безусловно, каждому экспонату можно посвятить отдельную статью или даже блог — в каждом предмете есть не только внешняя составляющая, которая требует тщательного описания, но и внутреннее наполнение: заложенный художником смысл, рассказанный самим автором или выведенный искусствоведом, и богатая история. В связи с этим предлагаю остановиться на трёх объектах: лавка «На троих», инсталляция «Взрыв авангарда» и конструктор «Зоопарк» .

Фото — Анна Лютоева

Вообще, стоит упомянуть, что выставку сюда привезло молодое поколение Мастерской ТАФ: Саша Ермолаев-младший, Ваня Ермолаев и Вика Маркевич. Говоря про лавку «На троих» они отшутились так: «Функция этой лавки — сидение». И на самом деле, в этой лавке нет ничего сверхъестественного, кроме того, что она рассчитана на троих человек, согласно спинкам. Название же, помимо алкогольных ассоциаций («сообразить на троих»), говорит о лавке как об инструменте неназойливой коммуникации: разнонаправленные спинки помогают преодолевать неловкость при общении.

Сделана она очень просто, но в то же время оригинально. Как и в домах Русского Севера до 16 века, в ней нет ни одного гвоздя. Лавка собирается по технологии ласточкиного хвоста: все элементы достаются и собираются вновь, как конструктор LEGO. Бояться, что лавка распадётся под вашим весом не стоит, сделана на века. Причём изначально это был единый ствол разрезанный бензопилой. От неё до сих пор остались следы. Со временем дерево посерело, поскольку не покрыто лаком, и Ваня зачистил её. Так появилась та лавка, которую мы видим: натуральная, с минимумом работы и рассказывающая свою историю.

Фото — Анна Лютоева

Инсталляция «Взрыв авангарда» была создана спонтанно прямо в Гостиных дворах. Основная деревянная конструкция сделана из козел, взятых с собой для конструирования столов, на которых будут выставлены мелкие объекты. Но увидев в палате, принимающей выставку, старинные чугунные тяги, ребята решили подвесить столешницы, а козлы применить для инсталляции. Совместив козлы, они решили добавить туда имеющуюся крестьянскую утварь.

«Есть такое представление, что каждый может видеть в абстрактном искусстве что-то своё», — говорит Саша, — «Это не совсем правильно с точки зрения создателя объекта. В абстракции главной становится композиция: соединение формы, цвета и т.д. Это то, что надо увидеть, а не рыцаря, пастуха или кого ещё. Здесь кроется интерес: за простотой формы, которая на самом деле сложна, скрываются попытки искать формулы жизни.»

Фото — Анна Лютоева

Забавный конструктор «Зоопарк» из гофрокартона сделал сам Ваня. На его создание ушла неделя работы. Вдохновившись мебелью американского архитектора Фрэнка Гери, мебельными объектами Александра Ермолаева-старшего и деревянным конструктором итальянского дизайнера Энцо Мари, в котором детям надо было совместить животных, плотно примыкавших друг к другу. С одной стороны, было сильное увлечение гофрокартоном, с другой — интерес к игрушке, а с третьей — работа руками.

«Я просто поднапрягся и сочинил, как звери могут друг к другу примыкать», — добавляет Ваня.  — «Вначале просто нарезаются полосы, а потом они собираются в зверей. Всё просто и доступно, повторить может каждый.»

Вика Маркевич, Ваня Ермолаев и Саша Ермолаев-младший
Фото — Кирилл Иодас

Даже обзор трёх арт-объектов выставки «Дом света» откликается на все те процессы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Я считаю, что это особенно важно для нашего региона. Русский Север — вот главное вдохновение всего, что произошло на Arctic Art Forum и на данной выставке в частности. Спасибо Кристине Дрягиной, куратору выставки, за желание открывать тихие голоса, чей уровень мастерства обусловлен не исключительно профессиональным знанием, но и сенсуализмом, и настоящим, северным всечувствием. Спасибо Вике, Ване и Саше за интересные беседы и повод узнать родной край лучше.

Фото: Екатерина Чащина, Анна Лютоева, Кирилл Иодас

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: