Алёна Севастьянова: о современном искусстве в Архангельской области

Первый художник из нашей области, о котором я узнала — Алёна Севастьянова. Она не просто художник, а активный деятель: состоит в художественной организации «Субъекты», участвует в выставках (уже более полусотни), получает гранты и ездит на резиденции в разные страны.

Обычно кажется, что таким инициативным людям нечего делать в Архангельской области — надо ехать в столицы или за границу. Алёна же не уезжает. Она душой болеет за искусство на Севере России. Мы с ней встретились и обсудили ситуацию, которая сложилась в архангельском и северодвинском искусстве.

«Из тайской серии», Алёна Севастьянова, 2015

Автор: Есть ли вообще смысл говорить о наличии искусства в Архангельской области?

Алёна: Оно безусловно есть. Да, не хватает смелого и спонтанного искусства, но у нас очень хорошая школа, не только реалистичная. Некоторые работы даже в Русском музее выставляют. Видно, что человек не наплевал и просто выставил свою работу. В других регионах нет такой сильной школы. Считается, что у нас в Архангельске художников нормально и «Союз художников» хороший. Я думаю, что всё в будущем.

Автор: Вы состоите в «Союзе художников» с 2010 года. Какую роль в жизни художника это объединение играет сегодня?

А: Я бы не сказала, что сейчас художник получает большую пользу от того, что он вступил в «Союз художников». Сегодня есть множество вариантов, где выставить свои работы — не только в выставочном зале Союза: например, библиотеки, кафе. Союз даёт дополнительную возможность поучаствовать в областных и региональных выставках. На мой взгляд, «Союз художников» остаётся для тех, кто хочет иметь мастерскую на льготных условиях. В Архангельске, конечно, надо вставать в очередь, но в Северодвинске художников меньше — получить мастерскую проще.

Вообще, в «Союз художников» принимают художников в классическом понимании «умеет рисовать»: без перформансов, видео-арта и прочих современных видов искусства. Туда сложно попасть (я готовила документы около двух лет), поэтому до сих пор членство в Союзе даёт уважение к тебе как к художнику.

«Без названия» Алёна Севастьянова

Пока тут живут инициативные люди, болеющие за наш край, будет движение и развитие. Иначе, конечно же, всё заглохнет.

Автор: Если обратиться к истории искусства, то мы обнаружим, что раньше художникам постоянно давали различные госзаказы. Дают ли их сейчас?

А: Я уверена, что они есть, но только не в Архангельске — в Москве, например. И то я не уверена, что люди обращаются к более опытным и старым художникам. В целом нет определённой системы. Раньше, например, не было грантов и резиденций. То есть ты можешь попасть в любую часть света, если у тебя есть идеи, ты умеешь их качественно выражать и хоть немного говорить по-английски. В России тоже много резиденций, но как правило, люди там занимаются пленэром, то есть результат практики — групповая выставка пейзажей.

«Похоть. Мука. Смирение» Алёна Севастьянова, 2011

Автор: А можно ли художнику выжить самому, без вступления в какие-либо организации и объединения?

А: Если просто быть художником и не преподавать, не быть дизайнером — сложно. Умея продвигать свои работы через Интернет, может и реально выжить: писать себе картины и всё. Но каждый художник где-нибудь да халтурил или халтурит до сих пор. Если говорить конкретно про Архангельск, то художнику-одиночке существовать невозможно. По Архангельской области работы художников практически не покупаются, больше в Санкт-Петербурге, а ещё больше — за границей.

У меня есть надежда и ощущение, что не всё так плохо в нашем искусстве, как кажется.

Автор: Какие негативные стороны вы видите в сложившейся ситуации у нашей области? 

А: Говоря про Северодвинск, тут нет выставочного зала или хорошей площадки, где можно выставляться. У нас есть центр культуры и общественных мероприятий (ЦКиОМ), очень популярный для посещений. Только туда подойдут выставки, состоящие из порядка ста работ — настолько огромное пространство. В Архангельске есть несколько площадок. В Салоне хорошо, но места маловато. В любом случае молодым художникам негде выставляться.

Не хватает актуального искусства. Недавно Костя Байдаков сделал выставку в Выставочном зале «Союза художников» — замечательно! В наших залах практически не увидишь чего-то нереалистичного. Люди просто не привыкли видеть такое искусство, поэтому и не воспринимают художников-первопроходцев.

У нас нет насмотренности. Будет насмотренность — всё пойдёт.

Дай бог, если в Архангельск привезут ещё что-то стоящее из реализма. Например, привозили Пино Монтавани: написано хорошо, но ничего выдающегося — просто качественная живопись. Для жителей города это было «вау». А к нам в Северодвинск Никоса Сафронова возят в Краеведческий музей. Он насобирал солянку из своих работ: портреты непропорциональных женщин, пейзаж, какой-то поп-арт. Ещё сам не приехал. Все люди, даже заводчане говорили: «Надо сходить». И пришли.

Автор: Если даже для местных художников-академистов сложно выставиться, то что говорить о перформансе, видео-арте и других появляющихся видов искусства?

А: Думаю, всё дело в том, что директора институций, где проходят выставки, достаточно пожилые люди. Как правило, работают молодые и активные, а у руля — тётеньки, которых невозможно переубедить. Мне кажется, что как только эти тётеньки сменятся более молодым поколением, то всё пойдёт как по маслу. Всё из-за людей у нас тормозится.

В России если ты хоть что-то делаешь, то тебя замечают.

Автор: Что делать молодому художнику из глубинки, если он хочет развиваться и продвигать своё искусство?

А: Конечно, в душе все хотят оставить свой след в истории. На мой взгляд, главный критерий — это время. Спустя какой-то промежуток времени будет понятно: искусство это или так, побаловался. Хотя, сегодня побаловались — вот и современное искусство.

Пока ты только начинаешь, ты точно ничего не заработаешь. Не это должна быть цель, а другая — альтруистическая или просветительская. Например, показать себя. В Архангельске начинают возникать интересные проекты по типу «Открытых систем», где можно проявить себя. Нужно участвовать в различных объединениях, находить единомышленников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

4 нравится эта статья

2 комментариев к записи “Алёна Севастьянова: о современном искусстве в Архангельской области

  • Ответить Анастасия 01.09.2017 at 13:24

    Очень хороший блог у Вас, Анастасия.
    Единственная просьба, пожалуйста, перед публикацией проверяйте свои тексты на возможные ошибки. Встречаются очень глупые, которые смазывают приятное впечатления от прочитанного материала.
    Спасибо

    • Ответить parfesha 01.09.2017 at 13:36

      Спасибо за хороший комментарий!
      Статьи стараюсь вычитывать каждый раз, но всё равно что-то да находится. Буду тщательнее подходить к этому вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: