Амфитрион

Я никак не ожидала, что увижу на сцене любимого архангельского драматического театра ТАКОЕ. С тех пор, как я впервые зашла в его стены после ремонта, я полюбила тот классический дух театра, игру и атмосферу, от которых до сих пор бегут мурашки по телу. Настоящим откровением стала «Турандот» — на то время самый современный и нетипичный увиденный мною спектакль. Теперь настала очередь «Амфитриона» поражать меня в самое сердце.

Амфитрион, фивский герой и мореплаватель, возвращается из очередного похода к своей жене Алкмене, ждущей его стука в дверь. Однажды, к ней стучится бог Юпитер, после чего жизнь супружеской пары превращается в настоящую сумятицу, выбраться из которой им никто не поможет.

Это история о безграничной, сводящей с ума, безумной и в то же время спокойной любви. О супружеском долге, быте и жизни. О дружбе и верности. О долге перед родиной. О том, что диалог важнее и продуктивнее монолога. О сложном и нелёгком выборе, который каждому из нас рано или поздно предстоит сделать.

Пускай кажется, что первоисточник пьесы, написанный ещё Софоклом в Древней Греции, повествует об обществе древнего мира, но мы-то знаем, что всё рассказанное и показанное на сцене театра — правда, актуальная и сегодня. Особенно сегодня.

Россия всегда находилась между Европой и Азией, подвергалась влиянию обеих культур и не могла понять, что для неё лучше. Так, мы, подобно укладу европейской жизни, начинаем больше ценить карьеру и успех личности, следовательно больше проводим времени на работе, планируя различные проекты, сделки и командировки. К сожалению, личная жизнь уходит на второй план, из-за чего в один прекрасный и солнечный день мы можем осознать, что упустили своё счастье, того самого единственного человека всей нашей жизни ради одного интересного проекта.

Пускай герои спектакля строго обозначены по своей половой принадлежности, но на месте Амфитриона вполне могла бы быть женщина, а на месте Алкмены — мужчина; ведь женщине, чтобы добиться чего-то в современном мире до сих пор надо биться, сражаться за получение заслуженной награды.

В этой постановке перед зрителем разворачивается живая, ужасная и одновременно прекрасная история о любви, которую актёры отыгрывают безупречно. На премьере 30 сентября Дмитрий Беляков (Амфитрион) отыграл второй акт с наполовину отклеившейся бородой. Тем не менее, он не смутился, выдержал своё амплуа. Вообще, актёрский состав поражает. Правда.

По последним спектаклям Драмтеатра, которые я успела посмотреть, я запомнила Нину Няникову с «Грозы», Мишу Кузьмина с «Турандот»  и Ваню Братушева с «Пелагеи и Альки». Если бы я не знала, что они играют Алкмену, Созия и Меркурия соответственно, ни за что не догадалась бы, что это они. После Катерины, Нина показала себя как актрису совершенно другого жанра и характера. Её игра была невероятно живой, естественной и такой близкой, что я поверила ей.

Неожиданный поворот — декорации, подбор музыкального сопровождения, видео-контент. Они напомнили мне спектакль театра ди Капуа, который приезжал в рамках «Европейской весны». Лично я увидела очень много сходств, но если бы «Амфитрион» был поставлен совершенно по-другому, не было бы такого сильного эффекта летучести мгновения.

Декорации настолько полны дополнительных смыслов, метафор и весомости, что представить иначе эту постановку невозможно. Чего стоит гигантская полусфера, сменяющая день на ночь, в то же время открывающая и закрывающая семейную жизнь Алкмены и Амфитриона. А дом Алкмены? Стеклянный. Зритель, как любой сосед, гость и прохожий, увидит и узнает происходящее внутри. Он любопытствует, подглядывает и строит свои размышления, а после спектакля все обсуждения подобны сплетням.

Когда музыку во время спектакля играют вживую — всегда здорово. Когда актёры сами поют, причём качественно — тоже хорошо. Но, на мой взгляд, не так замечательно выбирать малоизвестные композиции, да ещё и на английском. Я всегда считала и буду считать, что если ты хочешь петь на английском или любом другом языке — поставь фонетику, чтобы звучать как профессионал.

Нововведение, которое абсолютно сбило с толку — видео-контент, ставший «изюминкой спектакля». В моменты, когда герои пьесы обращаются к камере, словно ведя видео-дневник или обращаясь к богам, видео-трансляции в прямом эфире идеально вписываются. Проекция солнечного света и звёздного неба на заднюю стену сцены ещё больше погружают зрителя в атмосферу. Они помогают понять, в какое время суток происходит действие. В остальном же, я не уловила никаких связей, как ни пыталась за прошедшие выходные, особенно с промороликом, снятым на современном корабле, и фотографией гугл-карт с надписью «Амфитрион». Самой большой бессмыслицей оказалась трансляция спектакля на экраны со стороны левой гримёрки. Зачем? Происходящее на сцене прекрасно видно из зала, а эта трансляция лишь отвлекала от сюжета и появляющихся мыслей.

Несмотря на такие недопонимания решений режиссёра-постановщика «Амфитриона», я довольна проведённым временем и не считаю его потраченным впустую. Этот спектакль однозначно стоит просмотра, хотя бы для того, чтобы увидеть постановки современного театра и понять: нравится или нет, понимаете или нет. Или даже для того, чтобы помочь мне разобраться в постановке до конца.

Фото: Анастасия Онучина

6 нравится эта статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: