Конармия

«Конармия» — пожалуй, мой самый ожидаемый спектакль 2017 года. После просмотра «Путями Каина» я жаждала познакомиться с другими работами Максима Диденко, ведущего театрального режиссёра России. Если кто смотрел и помнит, «Путями Каина» отличился множеством аллегорий и метафор, а также обязательным требованием — знанием истории про Каина, без которой всё происходящее автоматически воспринималось как бред.

Я очень хотела попасть на «Конармию», но по определённым причинам купить билет не смогла и не успела. Поэтому я была на седьмом небе от счастья, когда Молодёжный театр Виктора Панова пригласил посмотреть спектакль. Я целый день готовила себя к восприятию чего-то сверхъестественного, взрывающего мозг и уносящего в совершенно другой мир. Итоги превзошли все ожидания: от переживания и волнений у меня даже ноги свело.

Если кто не знает, я редко заявляю, что в восторге от той или иной личности. Максим Диденко — теперь именно такой экземпляр.

Я никого не удивлю, сказав, что эту постановку нельзя описать. Её надо видеть. Её надо прочувствовать, погрузившись с головой и ногами в мир Гражданской войны. Признаюсь, ещё в школе нам задано было читать «Конармию» Исаака Бабеля, но я не осилила даже пары страниц — очень уж тяжело написано. Спектакль же оказался захватывающим и пробуждающим интерес к первоначальному произведению.

Мне кажется, что для понимания постановок Максима Диденко не достаточно знать произведение. Важно иметь богатое воображение и уметь видеть еле заметные переплетающиеся нити событий. В том, как располагаются сцены есть особый смысл и значение. Это как с «Чёрным квадратом» и любыми другими непонятными мазками современного искусства. Отсутствие этих умений прямо ведёт к фразам из разряда: «Если бы я знал, как выглядит режиссёр, то сразу понял, что спектакль — отстой». Кстати, эти слова я услышала у гардероба после спектакля от солидно одетого мужчины.

Думаю, Архангельск просто ещё не готов воспринимать смелые и новаторские спектакли, которые на мировом уровне уже могут относится к «современному классическому театру». Мы привыкли к Драматическому с его традиционным взглядом на постановки. О неприятии нововведений, о консерватизме говорит частая критика в сторону Молодёжного театра или попыток Драматического сделать что-то новое. Короче, надо почаще привозить стоящие современные постановки, чтобы народ видел театральное разнообразие и не зацикливался на одном миллеровском или шекспировском театре.

Возвращаясь к «Конармии», могу сказать, что спектакль всё же на любителя. Не каждый способен принять обнажённое мужское или женское тело на сцене как искусство, как метафору — подавно. Лишь к концу сцены я поняла, что актёры обнажены не просто так. Всё это — метафора на сексуальное насилие во время войны по отношению к женщинам, а другие сцены — метафора на равенство всех перед Богом.

Не могу обойти стороной и музыкальное сопровождение. Взамен привычных диалогов, актёры много пели. Такое ощущение, что это вокалисты, научившиеся играть. Пели слаженно и завораживающе. К слову, жанры совершенно разные: от привычных классических театральных композиций до рока, попсы и даже репа, который исполнял Иисус. Жаль, я не записала на видео — моя любимая часть.

Возвращаясь домой после спектакля, я только слышала окружающие звуки: рёв машин, лай собак, крики людей и разговоры мимо идущих пьяниц. Я поняла, что «Конармия» не только о солдатах Гражданской войны. Показано гораздо больше: влияние не только на главных героев, но и на всю страну. Вообще, разве война закончилась? Нет. Она продолжается и по сей день, просто мы не хотим обращать на неё внимания. Война живёт внутри каждого из нас. Это наш выбор: идти на поводу или бороться.

0

4 комментариев к записи “Конармия

  • Ответить Trounin обозреватель литератур 18.04.2017 at 17:00

    > актёры обнажены не просто так. Всё это — метафора
    — перебор с метафорой — это уже не метафора. тут стоит говорить об извращённом понимании материала.

    • Ответить Parfesha 19.04.2017 at 12:47

      Я не думаю, что в данной постановке в чём-то есть перебор. Возможно, так кажется тем людям, кто не видел её вживую или не уловил смысла определённых сцен.
      Даже не представляю, как ещё можно было более наглядно и эффектно показать зрителю, какой ужас творился во время Гражданской войны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.