МИГрация

Глядя на фотографию выше, трудно определить — что это, зачем и почему появилось именно на этой выставке. По первому впечатлению можно предположить, что эти куклы взяли с crash-теста автомобиля и временно поместили в ящики. Или почта России отправляет так долго, что люди умирают в ожидании посылки. Шутки шутками, но в этом объекте заключён особый смысл и реальная история. Когда-то из одной страны мигрировало так много людей, что их закрывали в такие ящики. Пока их перевозили, люди естественно не выдерживали и умирали прямо в заколоченных на гвозди ящиках. То есть «человеки» настолько жаждут переезда из менее благоприятных условий в лучшие или просто ищут перемен и приключений, что готовы пойти на любые риски. В этом объекте я увидела тот самый момент, когда вскрыли ящики. Тот миг, когда на лицах окружающих людей возникло выражения ужаса и страха.

Миг. Задумывались ли вы, что в слове «миграция» содержится это слово — миг? Я заметила это интересное явление, игру слов в экспликации к выставке «МИГрация». В голове пронеслось: рация, распространение мига, рациональный миг. Для себя я объяснила это словосочетание следующим образом. Каждая секунда, минута и час, даже год может считаться мигом. Обычно мы его переживаем, а в памяти остаются какие-то фрагменты, куски произошедшего. Художник же, в смысле человек творческий, созидающий, видит эти миги в другом ключе. Для него они критичны, значимы и просто пережить их недостаточно. Важнее — изобразить, задокументировать волшебный миг, который больше никогда-никогда не повторится в тех же пространственно-временных условиях.

Отлично, ещё импрессионисты запечатлевали уходящий миг, скажете вы. Что особенного в этой выставке? Здесь, художники из Швеции, Норвегии и Финляндии в рамках локального контекста переосмысливают само понятие миграции, изучают его роль в месте проведения выставки. Кстати, Архангельск — третья точка миграционной выставки. Таким образом каждое проводимое мероприятие актуально для местных и не повторяется в других регионах или странах.

Тем не менее, выставка помогает взглянуть поверх призмы русского негатива к мигрантам и увидеть жизнь мигранта так, как видит её художник. В этом поможет самый лучший формат для такого замысла — видеоматериалы. Они различны, как и взгляды на жизнь каждого из нас, но объединяет их одно: сложная, полная проблем повседневность мигранта в сочетании с умением видеть прекрасное вокруг, которое не замечают коренные жители.

Этим мне особенно понравились две работы. Первая — Анти Тенец, изображающая девственность и гармонию природы под журчание ручейка. С первой секунды ты перемещаешься в финский лес, гуляешь по нему и замечаешь каждую мелочь вокруг. Вторая — Елины Вааге Микалсен, повествующей о сложной рутине мигрантов, их проблемах и вызовах, которые даёт им жизнь; о том, как они выживают, несмотря ни на что.

Даже упомянутые работы, столь полярные в своих настроениях и смыслах, переворачивают ход мыслей о миграции с ног на голову. Ты начинаешь чувствовать то, что не чувствовал ранее, относиться к самому процессу миграции более лояльно и понимающе. Возможно, с интересом и любопытством.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

4 нравится эта статья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Facebook Auto Publish Powered By : XYZScripts.com

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: