Киношные «звуковики» в деле

Получив в октябре шанс поучаствовать в настоящий киносъёмках, я захотела поближе познакомиться с производством кино. Тогда меня сильно поразило, что записывался каждый мельчайший звук: диалоги и отдельные фразы персонажей, даже фоновый шум. Поэтому я решила обратиться к специалистам, в народе именуемым «звуковикам», а по-научному — звукорежиссёрам.

Уж кто, а эти ребята знают каким образом из худа сделать чудо. Пара кликов мышкой, и ты уже не завываешь, как мартовский кот! Безусловно, это отлично, но мы говорим о кино. В чём особенности кинозвука да и есть ли вообще эти особенности?

Сразу же надо отметить, что работа со звуком на этапе постпроизводства (если хотите — постпродакшна) неизбежна и невероятно важна.

Представим, что мы снимаем футуристический фильм, где две галактики воюют друг с другом. Для погружения в атмосферу будущего и несуществующего мало нарисовать видео в компьютерной программе. Необходимо добавить звук, чтобы уловить выстрелы, шум двигателей и перемещения космических кораблей. Всё это создаётся на базе студии звукозаписи.

Перед звукорежиссёром стоит сложная задача: придумать звуки, аналогов которым не существует в природе, но при этом отражающих вселенную и персонажей. Чтобы осуществить подобное интересное задание, профессионал «отправляет свою интуицию в полёт». То есть создаёт невероятный микс звуков, даже из таких бытовых вещей, как пила, полиэтиленовый пакет или гвоздь. На самом деле в ход идёт всё, что попадается под руку.

Сопровождение фильма даже существующими звуками — довольно интересное занятие. Вполне логично, что можно приобрести авторские права на использование той или иной аудиозаписи, а можно записать её самостоятельно. Это же студия звукозаписи, в конце концов! Здесь возможно практически любое заклинание. Так что «звуковики» не всегда сидят в четырёх стенах: они могут выйти на людную улицу или выехать на природу. Куда угодно, ведь любую запись можно улучшить.

звук в кино

Впрочем, такие эксперименты характерны для полнометражного метра с внушительным бюджетом и то не всегда. Согласитесь, чаще снимают фильмы о прошедших событиях или о реальном времени, в котором живём мы с вами сейчас. В чём заключается работа звукорежиссёра здесь?

В первую очередь, проходит сведение аудио-дорожки с готовым видеорядом. То есть вначале полностью монтируют изображение, а лишь потом на него накладывают звук, после чего изменения уже не вносятся.

Далее возможны вариации в сведении. Могут использовать аудио, сделанные прямо на съёмочной площадке. Назовём их «первоначальными». Мы-то знаем, что одного дубля хватает за редким исключением. Чаще всего одну сцену снимают десятки, а то и сотни раз. В случаях такого рода отдаётся максимальный акцент именно на актёрскую игру, а голос и интонация пренебрегаются. Звук становится грязным. Чистят его уже на постпроизводстве, в студии.

На данной стадии работает не только звукорежиссёр, но и актёр, и даже сам режиссёр. Каждый запасается огромным числом времени, еды и терпения. Начинается утомляющее и лишь изредка смешное действо перезаписи неудачных звуковых моментов фильма. Актёр снова должен вжиться в роль, звукорежиссёр — правильно настроить программу и быстро обрабатывать получаемые файлы, а режиссёр — контролировать весь процесс и мягко направлять актёра. За час один и тот же вопрос можно произнести с десяток раз, но так и не получить идеальный вариант.

звук в кино

Может показаться, что работать со звуком легко: сиди себе да тыкай в кнопочки, зачитывай фразы или говори «нравится/не нравится». Только знайте, что во время работы нельзя отвлечься даже на минуту, а мелкие споры и ссоры — обычное дело. К тому же следует внимательно слышать речь актёра, чувствовать её и улавливать малейшие изменения в интонации.

Вместе с тем, по словам профессионалов, наличие музыкального образования у звукорежиссёра — очень спорный вопрос. Человек может иметь это самое образование, но не понимать специфики звука в кинематографе или строго следовать устоявшимся канонам. И обратно: персона без образования может чутко схватывать, что и где необходимо исправить для достижения идеала.

Поэтому, двери в звукорежиссуру открыты для каждого из вас. Основные требования: страсть к кино и стальное терпение. А дальше дело только за вами.


Спасибо Александру Перкову из школы кино Infilm и Олегу Кожевину из студии звукозаписи  Musical Emotions Records за организацию интересной встречи!

Полине Нечаевой спасибо за фотографии!

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.