Меня зовут красный

Иногда для разнообразия или новых ощущений рука тянется к произведениям восточных авторов. Без подробностей и особых деталей я знаю, что восточная философия и культура кардинально отличается от нашей. Наверное, именно поэтому я так люблю Харуки Мураками. Однако Восток Востоку рознь: Япония это одно, а более близкая нам Турция — совершенно другое.

С творчеством Орхана Памука я уже знакома. Удивительно, но «Новую жизнь» я прочитала ровно два года назад, практически день в день с «Меня зовут красный». Поэтому я знала, чего можно ожидать: притч, мусульманской философии, самоанализа и многих непонятных (наверное, только европейцу) характеров и психологии персонажей.

Стоит также сказать, что Орхан Памук сильно отличается от любимых мне Нобелевских лауреатов: Жозе Сарамаго, Генриха Бёлля, Эрнеста Хэмингуэя, Уильяма Голдинга и Габриэля Гарсия Маркеса. Безусловно, ни один автор не похож на другого, а порой и произведения самого писателя разнятся. Турецкий лауреат мастерски переносит читателя в параллельную реальность, при этом описывая из окружения лишь самое главное. Он отдаёт предпочтение внутренней красоте человека, его душе, образу мыслей и поведенческой линии. Создаётся впечатление, что автор сам не знает, что персонаж скажет и сделает позже; будто бы все действия героев удивляют и Памука.

Самая лучшая похвала художнику — сказать, что его работы вызывают желание взяться за кисть.

Возвращаясь к самой книге, «Меня зовут красный», хочется обязательно отметить: она переворачивает сознание. Наверное, эффект усилился втрое лишь потому, что сейчас я как раз изучаю искусство. Варианты ответов на многие мои вопросы я нашла именно в этом произведении.

Да, казалось бы обычный детектив в Турции 16 века: художник убит, начинается местное расследование. Всё не так просто, как представляется на первый взгляд.

Мой достаточно богатый литературный опыт научил меня: если главы ведутся от лица убийцы — будет скучно. Хотя бы потому, что убийца быстро выплывет наружу. Тут совершенно иначе. Каждый раз, как я прочитывала главу «Меня назовут убийцей», я запутывалась ещё больше. Кто он? Что он сделает дальше? Даже когда к самому концу книги стало явно, кто убил Зарифа-эфенди, я не поверила. Я перечитывала и перечитывала момент разоблачения. Поверьте, такого ещё не видела.

Истинное уважение идет не от сердца, а от смирения и послушания.

Порой может сложиться впечатление, что сюжет продвигается крайне медленно из-за притч, историй рисунков или изображённых героев на них. Не стоит их пропускать. Они важны для понимания турецкой философии и образа мысли. Да и вообще, когда вещи оживают, у них появляется душа — в этом есть что-то мистическое и притягательное. Вещи окружают нас 24/7, только они знают всю правду о нас: что мы делаем в уединении, как мы ведём себя с близкими людьми.

К слову, система отношений в книге достаточно сложная. Для европейца непривычны имена, «эфенди» и прочие титулы. Только эта запутанность затягивает в водоворот событий, сплетен и интриг с головой. Начинаешь проводить параллели с современной жизнью и находишь много переплетений.

В это же время сам автор проводит параллели с легендами и историями из Корана на протяжении всего повествования. Они помогают прочувствовать персонажей, исторический контекст и одновременно дают дополнительную пищу для размышлений.

В особенности беседы художников о стиле, традиции, европеизации и сути искусства. Их я читала наиболее внимательно. Борьба с нововведениями чётко отражается на каждой странице, в каждом слове некоторых персонажей. Ты понимаешь, насколько сильна эта проблема, глядя на происходящие в книге события. Ты ощущаешь это вместе с героями, потому что они рассказывают тебе свои мысли, переживания и взгляды на жизнь. Для них ты близкий друг или ангел-хранитель, или добрая фея-крёстная.

Несколько дней после прочтения романа я не могла понять: понравился он мне или нет, могу ли я рекомендовать его кому-то. Написав о своих впечатлениях, я осознала — понравился. Даже очень. Здесь поднимаются повседневные проблемы наравне с запрещёнными и высокими темами. Ввиду этого роман можно читать как минимум двумя способами: поверхностно пробежаться по детективу или капнуть глубже в философию жизни. Выбор за тобой.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

2 комментариев к записи “Меня зовут красный

  • Ответить Алексей Минин 21.08.2016 at 13:34

    «Снег» исключительно хорош. Читал и понимал, насколько мы с Турцией близки эмоционально и далеки культурно. Контраст просто поражающий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: